Определяем группу здоровья ребенка-дошкольника
По статистике лишь 10% дошкольников не имеют отклонений в состоянии здоровья. Это значит, что 90% детей нужен особый подход со стороны врачей, родителей и воспитателей. Конкретные рекомендации зависят от группы здоровья, в которую участковый педиатр определил ребенка по данным анамнеза и результатам обследования.
Критерии комплексной оценки состояния здоровья подрастающего поколения разработали специалисты Института гигиены детей и подростков в 1983 г. Они предложили разделить всех детей на группы здоровья, чтобы и медицинские работники, и педагоги могли вести целенаправленную лечебно-профилактическую работу внутри таких групп.
Первоначально критерии распределения детей по группам здоровья были закреплены в Инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов1.
Сегодня педиатры руководствуются Инструкцией по комплексной оценке состояния здоровья детей и Алгоритмом определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров2. На основе критериев данных документов врачи во время осмотров распределяют детей по группам здоровья (таблица).
Таблица. Распределение дошкольников по группам здоровья
Группа здоровья | Кто входит | Рекомендации |
---|---|---|
|
||
I группа | Здоровые (не болеющие совсем или редко болеющие) дети без функциональных отклонений с нормальным психофизическим развитием и высокой сопротивляемостью организма | Особый подход не требуется |
|
||
II группа | Здоровые дети с небольшими функциональными и морфологическими отклонениями (гипертелоризм – широко расставленные глаза; эпикант – третье веко; уши разной формы или с приросшей мочкой и т. д.) и со сниженной сопротивляемостью организма | Группа риска. Нужны общеукрепляющие процедуры (закаливание, массаж и др.) |
|
||
Подгруппа А | Здоровые дети с факторами риска в анамнезе (проблемная беременность/роды у матери, отягощенная наследственность) | |
|
||
Подгруппа Б | Дети с функциональными нарушениями, болеющие ОРВИ и гриппом 4 и более раз в год и рискующие приобрести хроническое заболевание | |
|
||
III группа | Дети с врожденными или хроническими заболеваниями в стадии компенсации (бронхит, пиелонефрит, гастрит, дуоденит, дискинезия желчевыводящих путей, анемия, аденоиды, плоскостопие, ожирение, логоневроз). Обострения случаются редко и протекают не тяжело | Необходимо наблюдение у специалистов, оздоровление под их руководством (в т. ч. диета, ЛФК и т. д.) |
|
||
IV группа | Дети с врожденными или хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации (эпилепсия, прогрессирующий сколиоз, тиреотоксикоз, снижение слуха и зрения и др.). После обострения надолго ухудшается общее состояние и самочувствие, резко снижается сопротивляемость организма | Показано ограничение нагрузок, комплексная реабилитация и особые условия воспитания в детском саду, лучше специализированном |
|
||
V группа | Дети с тяжелыми пороками развития или хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, значительно снижающими функциональные возможности организма с угрозой инвалидности или ее наличием (ДЦП, онкологическая патология и др.) | Домашнее обучение или реабилитация в специализированных центрах. Вопрос о присвоении инвалидности |
I группа: чемпионы без натяжек
К первой группе относятся абсолютно здоровые дети. Сегодня таких практически нет. Сначала педиатры объясняли этот факт влиянием на детский организм (начиная с внутриутробного периода) неблагоприятных факторов окружающей среды, но теперь склоняются к тому, что оценочные критерии для данной группы слегка завышены. Это главным образом касается условия не болеть ОРВИ или болеть очень редко: для дошкольников, которые начали посещать детский сад, оно заведомо невыполнимо.
Частая заболеваемость – не всегда признак слабой защитной системы организма. У ребенка, который только пошел в детский сад, должен выработаться иммунитет к вирусам, бактериям и другим болезнетворным факторам. Такой иммунитет появляется лишь после перенесенного заболевания либо прививок. Однако разновидностей вирусов одного только гриппа сотни, и создать вакцины против каждого из них пока невозможно. Вот и приходится детскому иммунитету трудиться в полную силу. Родителям не нужно особенно беспокоиться о том, что «организованные» дети болеют чаще, чем «домашние».
При первых симптомах ОРВИ и до полного выздоровления ребенок должен лечиться дома. Если родители приводят больного ребенка в группу («Подумаешь, насморк»), и он переносит недомогание «на ногах», возрастает риск приобрести хроническое заболевание (гайморит, тонзиллит, фарингит, аденоидит). Такому ребенку в первую группу здоровья точно не попасть.
II группа: зона риска
Дошкольники, которых педиатры включают во вторую группу, практически здоровы, однако взрослые (в первую очередь, родители) должны обратить внимание на их оздоровление. Прогулки на свежем воздухе, закаливание и массаж, зарядка и гимнастика, плавание, режим дня и обязательный дневной сон помогут укрепить нервную и защитную системы организма. В зависимости от того, какая из этих систем слабее, ребенка определяют в подгруппу А или Б второй группы.
В подгруппу А попадают дети от проблемной беременности и родов. Последствия внутриутробной гипоксии или родовой травмы могут не проявляться до тех пор, пока ослабленная нервная система не подвергнется воздействию стрессового фактора. Испытанием на прочность для ребенка нередко оказывается адаптация к детскому саду, активная подготовка к школе, а также травмы и болезни. В результате могут появиться тики, заикание, головная боль, синдром дефицита внимания с гиперактивностью и другие неврологические нарушения.
Ребенка включили в подгруппу Б? Значит, он часто болеет и нуждается в общеукрепляющих процедурах и витаминотерапии. Иначе рискует попасть в третью группу здоровья для хронически больных детей.
Дифференциация на подгруппы не установлена инструкцией Минздрава, но применяется педиатрами, чтобы разделить угрожаемых детей (подгруппа А) и находящихся в группе риска (подгруппа Б) в соответствии с рекомендациями Института гигиены детей и подростков
У часто болеющих дошкольников тяжелее протекают хронические заболевания лор-органов (бронхит, пневмония, аллергический ринит и бронхиальная астма), выше вероятность развития ревматизма и гломерулонефрита (воспаления почек). Со временем может проявиться склонность к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, невротическим реакциям, нейроциркуляторной дистонии. Чтобы не допустить всего этого в будущем, нужно уже сейчас решить проблему частых ОРВИ.
Вторая группа – повод к укреплению здоровья ребенка, а не к ограничению его активности. Раньше таким детям врачи предписывали щадящий режим, но сейчас считают, что беречь их от сквозняков и физической нагрузки нельзя. Это ослабляет общую сопротивляемость организма и подрывает здоровье дошкольника.
Легендарный профессор С.П. Боткин считал, что душный, слишком теплый, насыщенный вирусами воздух гораздо опаснее, чем холод и сквозняки. Поэтому он даже зимой распахивал окна в комнате болеющего ребенка.
III группа: курс на улучшение
Ребенок из третьей группы здоровья находится на пути к избавлению от хронического заболевания (ведь записывают в нее только тех детей, у которых давно не было обострений). Когда ребенка сочтут полностью выздоровевшим, то переведут во вторую группу, указав в переводном эпикризе в медицинской карте, что в прошлом он страдал той или иной патологией, но был снят с диспансерного наблюдения.
В какую группу попадет дошкольник – во вторую, к выздоровевшим, или в четвертую, к сроднившимся со своим заболеванием, – во многом зависит от поведения взрослых. Когда родители относятся к ребенку, как к больному, и постоянно напоминают, что он не здоров, малыш не только физически страдает, но и психологически погружается в болезнь.
Соблюдая рекомендации врачей, родители должны сделать все возможное, чтобы ребенок вел обычный образ жизни и не чувствовал себя больным. Если ему противопоказаны нагрузки, рассчитанные на здоровых сверстников, это не значит, что нужно исключить двигательную активность. ЛФК и гимнастика помогут ребенку третьей группы здоровья восстановить нарушенные функции.
Хроническое заболевание у дошкольника – не навсегда. При соответствующей поддерживающей терапии и индивидуальной профилактике обострений ребенок может «перерасти» болезнь. Это касается дискинезии желчевыводящих путей, анемии, пиелонефрита и даже плоскостопия – ведь своды стопы у дошкольника еще формируются!
IV группа: угодившие в «хроники»
В четвертую группу попадают хронически больные дошкольники в состоянии субкомпенсации нарушенных функций. Это значит, что им требуется лечение и реабилитация в условиях стационара, восстановительного центра или специализированного детского учреждения. Можно ли таким детям ходить в обычный детский сад – решать педиатру.
Чаще всего врачи настаивают на том, чтобы дошкольников четвертой группы воспитывали дома. Иммунитет у таких детей ослаблен, и любая респираторная инфекция ухудшает течение основного заболевания.
Если ребенку все-таки разрешили посещать дошкольную образовательную организацию, родителям и врачам нужно проинструктировать персонал о противопоказаниях по питанию, физической нагрузке и т. д. Дети из четвертой группы здоровья порой не появляются в детском саду неделями, ведь после обострения основного заболевания у них надолго ухудшается состояние здоровья и самочувствие.
V группа: особые дети
Дошкольников из пятой группы здоровья в детском саду встретишь редко – они страдают тяжелым врожденным или хроническим заболеванием в стадии декомпенсации. Такие дети должны проходить лечение и реабилитацию в условиях стационара или восстановительного центра. Большинство из них имеют инвалидность, а значит, нуждаются в специальном уходе.
Не надо забывать, что восстановительные возможности детского организма неисчерпаемы. Каким бы ни был диагноз, нужно проводить рекомендованное врачом лечение и надеяться на лучшее.
____________