Медицинский информационно-справочный ресурс

Ensase.net

Статьи / Витаминология

Польза искусственных витаминов для дошкольников

Споры о витаминах возникают периодически с момента открытия этих веществ еще в 1881 году. Противники витаминов то и дело сомневаются в пользе, безопасности, переносимости и целесообразности применения этой группы веществ.

 

Целый ряд научных исследований и публикаций доказывает, что витамины положительно влияют не только на иммунитет, но и на эмоциональную сферу, поведение и состояние нервной системы. Последнее утверждение легло в основу нового научного направления — нейродиетологии. Среди задач нейродиетологии детского возраста: профилактика болезней нервной системы, оптимизация психомоторного развития и интеллектуальных функций у детей за счет изменения состава рационов питания.

Критика искусственной витаминизации пищи, как правило, безосновательна и базируется на недостоверной информации из Интернета. Рассмотрим научно обоснованные аргументы в пользу витаминизации питания детей.

 

Аргумент 1: витамины нужны всем детям

Дети любого возраста должны регулярно и в полном объеме получать все витамины, необходимые для их нормального развития. Утверждать, что витамины не нужны, опасно. Ведь отказ от необходимых веществ, которые не вырабатываются в организме, — путь к снижению качества жизни. Если совершеннолетний может сознательно сам отказаться от витаминов, то решать за ребенка взрослые не вправе.

Растущий детский организм особенно чувствителен к нехватке витаминов. При сколько-нибудь выраженном и продолжительном дефиците у детей дошкольного возраста развиваются гиповитаминозы и/или витаминодефицитные состояния.

К счастью, распространенные в прошлом манифестные проявления гипо- и авитаминозов — цинга, пеллагра, болезнь бери-бери — сегодня встречаются у детей сравнительно редко. Но им на смену приходит изолированная или сочетанная витаминная недостаточность, которая неблагоприятно влияет практически на все органы и системы детей. Например, из-за дефицита сразу нескольких витаминов (сочетанная витаминная недостаточность) в крови снижается уровень гемоглобина, частично ухудшается зрение, нарушаются функции желудочно-кишечного тракта.

 

Аргумент 2: витамины не вырабатываются в организме

Под воздействием солнечных лучей ультрафиолетового спектра в эпидермисе кожи вырабатывается некоторое количество витамина D. Витамин, А (ретинол) синтезируется из каротиноидов, поступающих с пищей. Два водорастворимых витамина — витамин К (менадион) и ниацин (витамин В3, никотиновая кислота, витамин РР) могут синтезироваться бактериальной микрофлорой кишечника.

Остальные витамины в организме человека не вырабатываются, а значит, должны постоянно поступать извне — с пищей или в виде витаминных препаратов, в составе витаминно-минеральных комплексов.

 

Аргумент 3: потребность в витаминах различается для детей разного возраста

Ни в коем случае не следует экстраполировать потребности совершеннолетних в витаминах на детский возраст. Да, есть вещества, рекомендуемый уровень потребления которых одинаков для всех возрастов. Например, и ребенку, и взрослому необходимо 10 мкг, или 400 МЕ витамина D (согласно Нормам физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации).

Однако для большинства витаминов свойственны возрастозависимые различия в нормах физиологических потребностей. На протяжении периода дошкольного возраста (3–7 лет) национальные рекомендации по витаминопотреблению не меняются. Но к моменту окончания периода детства рекомендуемые уровни потребления некоторых витаминов могут возрастать в 2–5 раз.

Регулировать необходимый уровень пищевых веществ можно только за счет витаминных препаратов.

 

Аргумент 4: невозможно обеспечить организм всеми витаминами за счет питания

Ни одна из известных диет не содержит всех витаминов, необходимых ребенку или взрослому. Человек не в состоянии съесть то количество пищи, которое теоретически было бы нужно, чтобы получить все необходимые витамины.

Даже если диета правильно сбалансирована, дефицит большинства витаминов в рационе питания обычно превышает 30%. На протяжении нескольких последних десятилетий во многих естественных продуктах питания содержание витаминов снижается в 2–3 раза. Меняется пищевое поведение детей: они отказываются от видов пищи, считавшихся традиционными в прошлом.

Кроме того, витаминами нельзя запастись впрок. Водорастворимые витамины не накапливаются в организме, а ни один витамин не способен выполнять функции другого. Поэтому витаминный статус можно поддерживать только при условии регулярного поступления этих веществ в организм.

 



Чтобы восполнить дневную потребность в витамине В1, надо съесть буханку ржаного хлеба; в витамине С — выпить 4,5 литра яблочного сока



 

Аргумент 5: только дополнительная витаминизация обеспечит нормальный витаминный статус

Рацион питания, не содержащий в достаточных количествах водо- и жирорастворимые витамины, нельзя считать полноценным. Чтобы поддерживать нормальный витаминный статус организма, нужно как минимум получать необходимое количество витаминов.

Наиболее эффективный, физиологичный и экономически доступный способ кардинально улучшить обеспеченность детей микронутриентами — ввести в рацион питания обогащенные пищевые продукты. Это подтверждает российский и мировой опыт.

Метод дополнительной витаминизации детских рационов питания применяется в США, Японии и некоторых других странах. Всемирная организация здравоохранения cовместно с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций (FAO) даже издала специальные рекомендации по фортификации пищи микронутриентами.

 



Зимой и весной в овощах и фруктах резко снижается содержание основных витаминов



 

Аргумент 6: витаминизация улучшает показатели здоровья и развития

Дети старшего дошкольного возраста быстро растут, осваивают навыки обучения и испытывают сопряженные с этим нагрузки и стрессы. Витамины — активные антистрессорные факторы. Своевременная и регулярная витаминизация рационов питания стимулирует познавательные процессы, мышление, а также саму способность детей к обучению.

По данным исследований, витаминные напитки и продукты питания положительно влияют на показатели здоровья и развития детей дошкольного и школьного возраста:

  • снижается частота острых респираторных инфекций;
  • нормализуется сон и аппетит;
  • улучшается когнитивное, эмоциональное и социальное развитие;
  • снижается утомляемость.

Если ежедневно давать детям на обед в качестве третьего блюда витаминизированный напиток, можно снизить заболеваемость и увеличить показатели, характеризующие развитие речи, способности к математике, лепке, аппликации и рисованию.

 



Количество витаминов в суточной дозе обогащенных продуктов — 15–50% от норм физиологических потребностей



 

Аргумент 7: искусственные витамины аналогичны натуральным

Стремясь обеспечить ребенка экологически чистыми витаминами, некоторые родители готовы приобретать у распространителей биологически активных добавок витамины «естественного происхождения». Обычно они содержат экстракты и вытяжки из масел, растительных плодов, ягод и т. д.

Искусственные витамины — продукты химического синтеза — отличаются высокой степенью очищенности. Биологическая ценность искусственных витаминов ничуть не хуже естественных, а зачастую и лучше. К тому же стоимость искусственных витаминов значительно ниже, чем натуральных.

Некоторые родители считают, что из-за искусственных витаминов у детей возникает аллергия. Действительно, при использовании витаминных препаратов иногда отмечаются аллергические реакции. Но, как правило, в этом виноваты не сами витамины, а различные ингредиенты конкретных лекарственных форм: красители, консерванты, сахароза и т. д. Более того, при некоторых формах аллергии детям показаны витамины.

Удобный способ витаминизации — специализированные продукты питания, обогащенные витаминами. Например, растворимые напитки и кисели, сухие смеси, разработанные совместно со специалистами Института питания РАМН (в настоящее время ФГБУН «Федеральный исследовательский центр питания, биотехнологии и безопасности пищи»).

Такие продукты помогают оптимизировать витаминную обеспеченность организма. А это положительно влияет на его устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды, активность иммунной системы, физическую и умственную работоспособность, психоэмоциональное состояние детей.



Медицинский информационно-справочный ресурc ensase.net © 2024. uCoz.