Медицинский информационно-справочный ресурс

Ensase.net

Статьи / Ортопедия и травматология

Плоскостопие у детей

Плоскостопие — деформация стопы, характеризующаяся уплощением ее сводов. Это одна из наиболее актуальных ортопедических проблем педиатрии: в той или иной степени плоскостопие присутствует у 80% детей. Большинство родителей относятся скептически к жалобам ребенка на боль в ногах, считая, что он все придумывает, а ведь это ранний признак плоскостопия…

 

Помимо ноющей боли в стопе, мышцах голени и бедра, в пояснице при ходьбе (а в дальнейшем и при стоянии), при плоскостопии возникает быстрая утомляемость ног, также нетипичная для детского возраста. При прогрессировании этой деформации (особенно у детей с избыточным весом) к вечеру может появляться отек стопы, обычно исчезающий за ночь. В далеко зашедших случаях плоская стопа удлиняется и расширяется в передней части, а у ребенка меняется походка. Он ходит, широко расставив ноги и развернув стопы, слегка сгибая ноги в коленных и тазобедренных суставах и усиленно размахивая руками, в результате чего у обуви быстрее стесывается внутренняя сторона подошв и каблуков.

 

Архитектура сводов

Вес тела целиком приходится на стопы. Чтобы ходьба не превращалась в серию микроударов по позвоночнику, передающихся внутренним органам и головному мозгу, стопы устроены таким образом, чтобы выполнять функцию естественных амортизаторов. В норме мы опираемся каждой стопой не на всю ее поверхность, а лишь на три точки: пяточный бугор и головки первой и пятой плюсневых костей (они расположены чуть ближе к пятке от мест, откуда начинаются большой палец и мизинец).

Три свода стопы (внутренний — от пяточного бугра до головки первой пястной кости, наружный — от пяточного бугра до головки пятой пястной кости — и поперечный, который располагается между головками первой и пятой пястных костей) — вот те три рессоры, которые делают ходьбу комфортной в любом возрасте. Если они проседают или изначально формируются неправильно, как это обычно бывает у детей, развивается поперечное, продольное или же смешанное плоскостопие, представляющее собой сочетание обеих этих форм.

В первом случае уплощается поперечный свод стопы, а ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей, а не на первую и пятую, как бывает в норме. Во втором случае распластывается продольный свод, в результате стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы. Ну, а в третьем она становится плоской в обоих направлениях.

 

Детский ракурс

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным. У младенцев стопа плоская, ее своды только формируются, причем этот процесс заканчивается лишь к совершеннолетию. Нарушить его могут проблемы с тонусом, возникающие в результате патологической беременности и родов, а также рахит: и то, и другое способствует слабости мышечно-связочного аппарата, поддерживающего своды стопы. Некоторым деткам такая слабость передается по наследству: если у кого-то из родителей стопы плоские, не исключено, что ребенок унаследует эту особенность.

 



Неблагоприятно повлиять на связки, поддерживающие свод стопы, могут и повышенные нагрузки, в т. ч. даже обычные статические. Если ребенок слишком рано встал на ножки и пошел или сделал свои первые шаги в срок, но босиком или в пинетках с плоской подошвой, которые физиологичной обувью никак не назовешь, он на пути к плоскостопию!



 

При этой деформации стопы не только распластываются, но и разворачиваются медиальными (внутренними) краями внутрь и носками наружу. Из амортизатора такая стопа превращается в подобие грубой колодки. Чтобы этого не случилось, родители и врачи должны с самого первого года жизни ребенка заниматься профилактикой плоскостопия!

 

В чем опасность?

Деформированная стопа не в состоянии смягчать толчки и удары при ходьбе, а, кроме того, при формирующемся плоскостопии голени, колени и бедра ребенка разворачиваются внутрь, при этом таз наклоняется вперед. На изменение его положения реагирует позвоночник: его физиологические изгибы — вперед в поясничном и шейном отделе (лордоз) и назад в грудном (кифоз) патологически усиливаются, создаются условия для искривления позвоночника во фронтальной плоскости. В результате ребенок с плоскостопием как минимум сутулится, а как максимум имеет сколиоз. Из-за нарушенного положения таза и грудной клетки внутренние органы смещаются, что негативно сказывается на их функции. К тому же каждый шаг приводит к микросотрясению головного мозга и всех остальных органов. Физическое здоровье страдает, способность к обучению снижается, возрастает риск травм.

 

Меры профилактики

Ортопеды выступают против того, чтобы поощрять ускоренное двигательное развитие младенца. Если он встал на ножки не в 9–10 месяцев, как положено, а в семь, плоскостопие обеспечено! Первые шаги с поддержкой (у перильцев кроватки или манежа) малышу положено делать в 10–11 месяцев, но некоторые вундеркинды упражняются в ходьбе с восьми, когда мышечно-связочный аппарат еще не готов к подобной нагрузке. Для профилактики плоскостопия в подобных случаях нужны массаж и гимнастика.

  • До 7 месяцев голени и стопы грудничка поглаживают, растирают и разминают 2–3 раза в день по 2–5 минут.
  • Придерживая стопу малыша одной рукой с внутренней и наружной сторон, другой сгибают и разгибают ее в голеностопном суставе 4–6 раз.
  • Согнув ножки ребенка в тазобедренных и голеностопных суставах, играют стопами в ладушки — при этом подошвы соприкасаются друг с другом (4–6 раз).
  • Взяв голень малыша в одну руку, другой рукой вращают стопу в голеностопном суставе сначала по часовой стрелке, а затем против нее (4–6 раз).

После 7 месяцев, помимо массажа, младенцу поможет ходьба с поддержкой (она позволяет разгрузить ножки, уменьшив опасность плоскостопия) по особой методике. Песок или дробленую крупу насыпают в длинную коробку и водят малыша по ним, поддерживая за подмышки. Можно шагать и по дорожке из чистой шерсти (8–10 раз туда и обратно).

  • Положив на дно шероховатый резиновый коврик или мелкую гальку, ванну заполняют теплой водой (34–36 °C) чуть выше щиколоток малыша и помогают ему с поддержкой пройтись вперед и назад 10–12 раз.

После 10 месяцев ребенка приучают к гимнастике для стоп. Усадив его на маленький стульчик, в пальчики ножек вкладывают карандаш или палочку, чтобы малыш попытался удержать их, а затем и захватывать с пола.

  • Посадив ребенка на коврик по-турецки (со скрещенными ногами) и держа за ручки, помогают ему подняться на наружные края стоп. При этом ножки остаются прямыми, а в позе сидя сверху оказывается то левая, то правая нога по очереди (4–6 раз).
  • Подвесив игрушку повыше, добиваются, чтобы малыш тянулся за ней, вставая на пальчики (4–6 раз).

Укрепить своды стопы и облегчить ходьбу ребенку помогут специальные ботиночки, изготовленные в соответствии с требованиями детских ортопедов.

 

Носить везде!

Многие родители думают, что обувать кроху дома не обязательно — ему вполне достаточно легких пинеточек, вязаных башмачков, забавных тапочек в виде зайчиков, мишек и прочих зверюшек или просто носочков. Это большое заблуждение! Когда ребенок разгуливает в носочках или тапочках, его стопа распластывается, а не получающий поддержки голеностопный сустав легко подворачивается — ведь связочки у ребенка еще очень слабые, а суставчики крайне уязвимы. Травмировать их никак нельзя!

В идеале первая настоящая обувь должна появиться у крохи еще до того, как он начнет делать первые шаги: примерно в возрасте 10 месяцев, когда малыш пробует вставать на ножки и переступать, держась за поручень кроватки или манежа. Но даже если он еще не пытается стоять, ему все равно уже пора приучаться к обуви — иначе потом строптивое чадо не захочет влезать в ботиночки: без них-то удобнее! Для начала обувать ботиночки нужно на час-полтора, чтобы ребенок привык к ним, а потом на все время, пока он ходит.

 

Требования к обуви

Детская обувь должна быть удобной, легкой и красивой, считают взрослые. И ошибаются, потому что обычно это достигается за счет использования синтетических материалов и упрощения конструкции. В синтетике ножка потеет, что уже плохо, а из-за влаги постепенно (или через несколько часов, если ботиночек попал в лужу) обувь дает усадку и становится мала. Или наоборот — безобразно разнашивается. Мягкие задник и подошва, отсутствие каблука и высоких берцев не обеспечивают даже намека на фиксацию стопы в физиологически правильном положении. «Просто обувь» — это один из главных факторов риска плоскостопия и других ортопедических проблем у маленьких детей.

 



Некоторые родители считают, что для профилактики плоскостопия полезно периодически менять башмачки местами — левый надевать на правую ножку крохи и наоборот. Так делать нельзя! Малышу будет больно ходить, нагрузка на его суставчики увеличится, а стопа деформируется. То же самое происходит, когда ребенок донашивает чужую обувь: она принимает форму ноги своего первого хозяина, поэтому другим деткам категорически не подходит.



 

Их ботиночки должны быть из натуральных «дышащих» материалов, с невысоким широким каблучком и твердым задником, на полужесткой подошве, без грубых швов внутри и обязательно по размеру, а не на вырост или, наоборот, ставшие маленькими. Проверить, не вырос ли кроха из обуви, просто: его большой пальчик не должен упираться в носок, а по ширине ботинку положено соответствовать детской стопе почти впритык.

 

По рецепту ортопеда

Если плоскостопие все же развилось, ребенку нужна лечебно-профилактическая ортопедическая обувь. За нее нередко выдают ту, что таковой не является. Для ортопедической обуви используют специальные колодки (и поэтому она, по определению, не получается такой же привлекательной, что и продукция массового сегмента), а ее конструкция предусматривает использование индивидуальных ортопедических стелек. У нее высокие берцы, жесткий задник, умеренно ригидная подошва, каблучок с продленным внутренним краем и плотная застежка (как правило, на липучке). Изготавливают ее только из натуральных материалов. Все это вместе обеспечивает правильное положение стопы. Ортопедическая обувь — лечебно-профилактическая, потому что останавливает и обращает вспять развитие плоскостопия, но в принципе ее полезно носить детям из группы риска для его профилактики.

Индивидуальные ортопедические стельки применяются обычно в комбинации с ортопедической обувью и подходят детям старше 3 лет: до этого возраста в области внутреннего свода стопы выражена жировая подушка, поэтому стелька из-за своего супинатора стала бы излишне выгибать стопу, придавая ей патологическую «арочную» форму.

Задача индивидуальных ортопедических стелек — взять на себя рессорную функцию стопы и постепенно «научить» ее быть такой рессорой. Покупные (неиндивидуальные) стельки ортопедическими могут быть названы только условно: они делаются на усредненную стопу, с которой нога конкретного ребенка не всегда совпадает. Индивидуальные ортопедические стельки моделируются строго по стопе, а на их изготовление уходит четверть часа.



Медицинский информационно-справочный ресурc ensase.net © 2024. uCoz.