Медицинский информационно-справочный ресурс

Ensase.net

Статьи / Офтальмология

Как предотвратить миопию у детей школьного возраста

По статистике, каждый 6-й житель имеет заболевания глаз. У взрослых миопия составляет 1/7 часть всех болезней глаз и их придатков, у детей эта доля равна 1/3, у подростков — 1/2.

 

Городские жители чаще страдают этим недугом, чем сельские. Лечение заболевания — хирургическое, возможна коррекция остроты зрения с помощью очков или контактных линз, но обычно миопия с возрастом прогрессирует, нередки случаи злокачественного течения процесса.

Миопия — многофакторное заболевание. На его развитие оказывают влияние образ жизни, качество питания, наличие генетической предрасположенности. Одним из самых значимых факторов нарушения зрения признано школьное обучение. За время учебы в школе количество детей с нарушением зрения увеличивается в 2–3 раза. Причем у детей, обучающихся в инновационных и специализированных школах, потеря зрения более существенна, чем в традиционных (50% против 35%). Этому способствуют повышенная утомляемость от возрастающей с каждым годом учебной нагрузки, нерационально организованный режим дня, использование компьютерных технологий, несоответствие условий обучения гигиеническим требованиям и многое другое.

По результатам исследования образа жизни школьников средних и старших классов выяснено, что как дома, так и в школе дети нерационально, с точки зрения сохранения здоровья глаз, используют время для отдыха, организуют самостоятельный трудовой процесс.

Так, в школе на переменах только каждый 7-й ученик отдыхает, остальные повторяют материал домашнего задания или играют в игры, заложенные в их телефонах.

Дети с миопией и без нее имеют следующие различия в организации внешкольной занятости:

  • близорукие школьники более ответственно относятся к самостоятельному выполнению домашнего задания и затрачивают на него больше времени, чем дети с нормальным зрением (среди близоруких школьников в 1,5 раза меньше лиц, затрачивающих на домашнюю работу менее 1 ч в день, чем среди здоровых одноклассников, и вдвое больше тех, кто готовит уроки более 3 ч ежедневно);
  • каждый пятый ребенок без нарушения зрения и каждый третий с нарушением занимается с репетиторами во внеурочное время; в целом, дети и подростки с нарушением зрения тратят на подготовку к школьным занятиям в 1,4 раза больше времени;
  • дети с нормальным зрением предпочитают во время перерывов при выполнении домашнего задания перекусывать или валяться на кровати с закрытыми глазами, болтать по телефону, гулять, а близорукие дети — смотреть телевизор или сидеть за компьютером;
  • каждый седьмой школьник независимо от остроты зрения просиживает перед компьютером более 3 ч в день. Длительность работы за компьютером выше на 1/3 у детей с нарушенным зрением, а более рационально дозируют время нахождения у экрана учащиеся без патологии зрения;
  • хотя никто из учащихся не отказывается от просмотра телепередач, но школьники с нарушенным зрением садятся ближе к экрану и предпочитают максимальный контраст изображения;
  • страдающие миопией дети и подростки больше уделяют внимания внеклассной литературе, причем читают в любых условиях;
  • учащиеся с заболеванием глаз имеют достоверно более короткий сон, чем их здоровые сверстники, а также меньше и реже гуляют на свежем воздухе, предпочитая выходные дни и каникулы проводить дома за компьютером и телевизором;
  • общее здоровье детей с нормальным зрением более высокое, чем их сверстников с пониженной остротой зрения: у них в 1,6 раза реже наблюдается хроническая патология желудочно-кишечного тракта, в 1,5 раза — патология сердечно-сосудистой системы, в 1,4 — различные аллергические заболевания и проявления. Школьники с миопией на 25% чаще предъявляют жалобы на усталость в мышцах спины и шеи, общий дискомфорт в конце занятий.

Таким образом, для школьников, страдающих миопией, характерны:

  • отягощенная наследственность по миопии (генетический фактор);
  • длительное выполнение домашнего задания (≥ 3 ч в сутки);
  • длительный просмотр телевизора (≥ 3 ч в течение дня);
  • недостаточная продолжительность ночного сна (< 8 ч в сутки);
  • продолжительность прогулок < 3 ч в неделю;
  • чтение при плохом освещении.

В остальном (по характеру питания, дополнительным занятиям в различных кружках и секциях, хобби) различий между близорукими и здоровыми детьми не выявлено.

 

Основные рекомендации для сохранения зрения

1. Необходимо разговаривать с детьми о ценности здоровья, показывать возможности профилактики поражения органа зрения.

Только 54% школьников знает, что такое миопия, о возможностях профилактики информированы 21%, а следуют этим рекомендациям (чередуют зрительные нагрузки и отдых, выполняют правила обращения с видеотерминалами и телевизором, гимнастику для глаз) — всего 13%.

2. Нужно использовать перемены между уроками по назначению — для отдыха. Они предназначены для переключения внимания, смены рода деятельности, отдыха от статических и зрительных нагрузок. Телефонные игры и чтение, особенно в условиях коридора при плохой освещенности — это дополнительная нагрузка на глаза и прямой путь к развитию миопии.

3. Следует организовать домашнюю работу в соответствии с гигиеническими установками: чередовать нагрузку и отдых, устанавливать 10—15-минутные перерывы после каждых 35–45 мин кропотливой работы над домашним заданием, менять род деятельности.

4. Необходимо проводить гимнастику для глаз.

5. Следует использовать любые возможности пребывания на свежем воздухе, занятий спортом, подвижных игр.

6. Нельзя пренебрегать сном. Режим дня должен быть строго установлен с учетом ежедневного ночного сна не менее 8–9 ч в зависимости от возраста ребенка.

7. Ребенку нельзя долго просиживать за домашним заданием. Для каждой возрастной группы есть нормы. Не всегда количество переходит в качество, поэтому нужно уметь вовремя остановить ребенка с тем, чтобы при лучшей организации рабочего места и деятельности за более короткий срок стимулировать его выполнить больше дел.



Медицинский информационно-справочный ресурc ensase.net © 2024. uCoz.