Медицинский информационно-справочный ресурс

Ensase.net

Статьи / Педиатрия

Питание детей в возрасте 1–3 лет

Возрастной период от 1 года до 3 лет жизни — ответственный этап перехода к взрослому типу питания, имеющий определенные особенности. В питание ребенка все активнее включаются продукты и блюда домашнего приготовления, но при этом их ассортимент, консистенция, степень измельчения и технология приготовления должны существенно отличаться от питания взрослых.

 

При составлении рациона важно придерживаться следующих основных принципов:*

  • питание должно удовлетворять основные потребности детей в макро- и микронутриентах;
  • необходимо соблюдать разумное разнообразие рациона;
  • важно ежедневно включать в рацион ребенка основные группы продуктов: овощи и фрукты, молочные, мясо/рыбу, злаковые, сливочное и растительные масла;
  • следует учитывать индивидуальные особенности ребенка, семейные традиции и национальные особенности, не отступая тем не менее от принципов рационального питания.

Суточное количество пищи для детей в возрасте от 1 до 1,5 года должно составлять 1000—1200 гг., от 1,5 года до 3 лет — 1200—1500 гг. Средний объем желудка определить сложно, поскольку он может значительно варьировать в зависимости от тонуса и количества поступающей пищи и жидкости. Однако объем пищи в одно кормление не должен превышать 300–350 мл.

 

Режим питания

Для детей раннего возраста рекомендуется режим питания с 5 приемами пищи, из которых 3 основных и 2 дополнительных кормления. Дополнительный прием пищи — полдник; также возможны молочный напиток перед сном и/или 2-й завтрак перед прогулкой. При желании мать может прикладывать ребенка к груди 1–2 раза в сутки до 2-летнего возраста.

Соблюдение режима питания для ребенка раннего возраста имеет принципиальное значение. Это способствует выработке условного пищевого рефлекса на определенное время приема пищи, что обеспечивает ритмичную работу желудочно-кишечного тракта, своевременную и достаточную секрецию пищеварительных соков, хорошее переваривание и усвоение пищи и в конечном итоге стимулирует аппетит. Предпочтительно, чтобы часы приема пищи оставались постоянными. Отклонения от установленного времени не должны превышать 30 минут.

Возможны индивидуальные колебания в объеме потребляемой пищи и в режиме питания. Некоторые дети предпочитают более частые приемы пищи: их следует правильно организовать, избегая стихийных перекусов (нежелательно использование в промежутках между кормлениями соков, булочек, сладостей). Это приводит к снижению аппетита, вытеснению из рациона ребенка важных продуктов питания, способствует развитию кариеса и избыточной массы тела.

При построении режима питания ребенка важно следить за правильным распределением продуктов и блюд в течение суток. Оптимальным является, когда завтрак составляет 25% общей энергетической плотности рациона, обед — 30–35%, ужин — 20%, дополнительные приемы пищи около 10%.

 

Консистенция пищи и виды кулинарной обработки

С развитием у ребенка навыка жевания консистенция блюд должна постепенно меняться — от жидкой и пюреобразной к более плотной. Если ребенка в этом возрасте не приучить есть плотную пищу, требующую пережевывания, не укреплять жевательную мускулатуру, не совершенствовать умение произвольно управлять движениями органов артикуляции (языком, челюстью, губами), то в дальнейшем сформировать эти навыки будет очень сложно. Также будет проблематично устранить привычку малыша принимать только жидкую и хорошо знакомую пищу, что, в свою очередь, станет препятствием для расширения пищевого рациона.

Для детей раннего возраста важно соблюдать правила кулинарной обработки при приготовлении пищи. Технология приготовления пищи предусматривает использование наиболее щадящих методов. Для детей до 1,5 года сохраняется еще относительно высокая степень механической обработки продуктов, блюда (супы, каши, салаты, пюре) протираются или измельчаются, овощи хорошо развариваются. Сырые овощи и фрукты натирают на мелкой терке. Мясо и рыбу готовят в виде суфле, тефтелей, паровых котлет. Рекомендуется отваривание, запекание, тушение, приготовление на пару.

Для детей старше 1,5 года постепенно уменьшают степень механической кулинарной обработки пищи. Пюрированные блюда вытесняют более плотными, которые требует активного жевания. Каши хорошо разваривают, но не протирают. В питании детей можно использовать различные крупяные и овощные запеканки, а вареные и тушеные овощи нарезать мелкими кусочками. Салаты готовят из нашинкованных и мелко нарезанных сырых и вареных овощей, заправляют растительным маслом.

В рацион вводят мелко нарезанные кусочки рагу из мяса или птицы (курица, индейка). Рыбу, предварительно освобожденную от костей, дают в отварном виде или в виде котлет. Свежие фрукты следует очищать от косточек и нарезать кусочками.

Целью приготовления пищи наряду с достижением высоких вкусовых качеств должно стать сохранение максимального количества полезных веществ. Потери витаминов происходят в процессе переработки продовольственного сырья и на этапе приготовления пищевых продуктов. Так, значительная часть витаминов разрушается при нагревании (за несколько минут кипения овощей теряется до 50–80% витамина С), а также вследствие воздействия влаги и воздуха. Именно поэтому для обеспечения сохранности витаминов в процессе кулинарной обработки овощи, подлежащие отвариванию в очищенном виде, чистят непосредственно перед варкой. Овощи закладывают в кипящую воду, поддерживая равномерное кипение до полной готовности пищи, варят пищу в посуде, заполненной доверху, с закрытой крышкой. Для сохранения минеральных веществ овощи (кроме свеклы) необходимо варить в подсоленной воде. Сырые капусту и картофель закладывают в первые блюда не ранее чем за 10–15 минут до конца варки.

Мясо опускают в холодную воду и варят до готовности. Рыбу же, напротив, заливают горячей водой. Солить пищу целесообразно в несколько этапов, маленькими порциями до нужного вкуса. При этом на вкус взрослого человека блюда для маленьких детей должны казаться недосоленными.

 

Формирование правильного пищевого поведения.

Как свидетельствует педиатрический опыт, в конце 1-го и на 2-м году жизни у ребенка нередко возникают проблемы с питанием. В это время несколько уменьшается скорость роста и сокращается потребность в энергии в пересчете на 1 кг массы тела. В то же время ребенок становится более активным и временами настолько устает, что может отказываться от еды. Следует отметить, что попытки родителей заставить детей доесть до конца порцию пищи могут негативно сказаться на способности детей к регуляции процесса насыщения, а также привести в дальнейшем к отказу от употребления тех или иных продуктов.

Распространенная проблема, с которой встречаются родители, — это негативное отношение ребенка к новым продуктам — неофобия. Известно, что чаще отказ от новой пищи отмечается в раннем возрасте, особенно в период введения прикорма, когда ребенок знакомится с продуктами, существенно отличающимися по составу от грудного молока. В дальнейшем неофобия становится значимой проблемой как для родителей, так и для педиатров, поскольку часто приводит к невозможности введения в рацион питания необходимых продуктов.

Исследования, проведенные с участием пар близнецов, убедительно показали, что в отношении вкусовых предпочтений у детей важную роль играет генетическая предрасположенность. Помимо этого, на формирование вкусовых привычек определенное влияние оказывает питание беременной и кормящей женщины. Чем более разнообразным является ее рацион, тем проще в дальнейшем ввести ребенку те или иные продукты. Именно поэтому питание беременной и кормящей женщины должно включать все группы продуктов, а ограничения рациона с целью профилактики возможных аллергических реакций у ребенка не всегда являются обоснованными.

Говоря о факторах, влияющих на формирование вкусовых предпочтений у ребенка, которые подчас трудно изменить, следует все же заметить, что основы пищевого поведения закладываются в семье под влиянием родителей и близких родственников, которые при правильном подходе могут приучить питаться рационально даже самого привередливого в еде малыша.

Важно учитывать и национальные традиции в питании, поэтому рацион ребенка раннего возраста должен формироваться из тех продуктов, которые являются характерными для его среды обитания.

Для ребенка старше 1 года большое значение приобретает внешний вид пищи — красиво оформленные блюда, которые должны обладать приятным ароматом. Суточный рацион питания должен быть максимально разнообразным и обязательно включать любимые блюда. Новые продукты могут быть предложены ребенку в начале приема пищи, когда он еще голоден: при отказе от нового продукта не стоит на нем настаивать. Продукт, приготовленный в другом виде или добавленный в любимые блюда, можно предложить в следующий раз.

Начиная с одного года, дети должны постепенно приучаться принимать пищу за обеденным столом совместно со взрослыми, что способствует обретению определенных навыков питания, улучшению аппетита и стимулирует ребенка пробовать новые продукты, когда он видит, что остальные члены семьи едят их с удовольствием.

Формирование пищевого поведения начинается с первых дней жизни ребенка, однако на втором и третьем году жизни оно становится все более социально обусловленным. Именно поэтому ранее детство считается платформой общего развития ребенка, идеальным периодом для начала формирования многих социальных действий, навыков и привычек. При формировании у ребенка культурно-гигиенических навыков огромное значение имеет поведение взрослого как примера для подражания.

На протяжении второго — третьего годов жизни у детей расширяется рацион питания, за счет накопления разнообразного чувственного опыта появляется эстетическое восприятие пищи. Поэтому необходимо красиво сервировать стол, использовать удобную и яркую посуду.

Ухаживающий взрослый определяет пищевой рацион ребенка, режим кормления, внешние условия и ритуалы приема пищи, правила поведения за столом. Ребенок постепенно усваивает и соблюдает такие нормы поведения, связанные с приемом пищи, как мытье рук, спокойное поведение, слова благодарности, использование столовых приборов и салфеток, полоскание рта после еды.

Для успешного формирования навыков и привычек у ребенка со стороны взрослого требуются обучающие действия, многократное повторение которых приводит к постепенному самостоятельному освоению их ребенком, формированию у него нового умения, перерастающего в привычку.

Материнские установки к кормлению ребенка определяются знаниями мамы в области детского рационального питания, состоянием здоровья ребенка, культурными и национальными традициями приема пищи в семье, социальной и семейной ситуацией, а также личностными особенностями женщины. Большое значение имеет выбор источника информации об организации питания ребенка. Безусловно, наибольшую пользу приносят объективные сведения, получаемые из медицинских источников. Рекомендации врача по питанию малыша помогают матери подобрать для него оптимальный пищевой рацион и режим питания, лучше сориентироваться в широком ассортименте продуктов, в том числе промышленного производства, представленных на рынке. В этом смысле доктор опосредованно через мать прививает ребенку основы здорового питания.

Низкая компетентность родителей в вопросах формирования здорового пищевого поведения у детей требует массовой пропаганды и профессионального их обучения навыкам рационального кормления ребенка, популяризации знаний о психических и физических нормативах развития ребенка, о роли социального фактора (образцов поведения, эмоционального общения, воспитания и обучения) в формировании детской психики.

 

Принципы составления индивидуального рациона

При составлении индивидуального рациона питания ребенка необходимо ориентироваться на следующие принципы:

  • рекомендуется сохранить 3 основных кормления (завтрак, обед, ужин) и 2 дополнительных (второй завтрак / полдник и кисломолочный продукт или 3-я формула перед сном), объем одного кормления — не более 300–350 мл;
  • объем пищи (без учета воды) в сутки — 1000–1200 мл для второго года жизни и 1200–1500 мл — для третьего;
  • до 25% суточной калорийности должен составлять завтрак, 30–35% — обед, 20% — ужин; полдник / второй завтрак и молочные продукты перед сном — по 10%;
  • овощи и/или фрукты должны присутствовать 4 раза в день;
  • молочные продукты — 3 раза в день (включая молоко для приготовления каши, йогурты, кисломолочные напитки, творог, детские молочные смеси или грудное молоко);
  • злаковые продукты — каши и гарниры — по 1 разу в день;
  • хлеб — 2–3 раза в день;
  • мясные блюда и/или птица — 2 раза в день;
  • рыбные блюда — 2–3 раза в неделю;
  • яйцо — 2–3 штуки в неделю;
  • целесообразно использовать в питании детей данной возрастной группы специализированные продукты, обогащенные витаминами и минеральными веществами. В состав молочного рациона рекомендуется включать специализированную молочную смесь (3-4-я формулы);
  • важно соблюдать питьевой режим и для утоления жажды использовать воду, а не сладкие напитки;
  • консистенция блюд должна соответствовать физиологическим особенностям ребенка;
  • при приготовлении блюд следует использовать минимальное количество соли и сахара. В продукты промышленного выпуска не добавлять соль и сахар;
  • если масса тела ребенка и индекс массы тела к возрасту находятся в пределах возрастных параметров, то рацион малыша должен соответствовать физиологическим потребностям. Детям с отставанием в физическом развитии рацион составляется индивидуально с учетом состояния здоровья.

 

Примеры рационов питания

Примерное трехдневное меню для здоровых детей


Прием пищи Меню Объем

Для детей 12–18 месяцев жизни

1-й день

Завтрак Каша молочная Фрукты Фруктовый чай 180 мл 30 г 100 мл

Обед Суп-пюре овощной Мясное суфле Детская вермишель Компот 120 мл 50 г
80 г 100 мл

Полдник Кисломолочный напиток Творог Фруктовое пюре 120 мл 50 г 100 г

Ужин Овощное рагу Куриная котлета паровая Травяной чай 150 г 70 г 100 мл

Перед сном Детская молочная смесь или грудное молоко 200 мл

2-й день

Завтрак Каша молочная Фрукты Сок 180 мл 30 мл 100 мл

Обед Суп картофельный с цветной капустой Мясные тефтели Рис отварной Морс ягодный 120 мл 50 г
80 г 100 мл

Полдник Кисломолочный напиток Крекеры Фрукты 180 мл 20 г 100 г

Ужин Картофельное пюре Котлета из индейки паровая Травяной чай 150 г 70 г 100 мл

Перед сном Детская молочная смесь или грудное молоко 200 мл

3-й день

Завтрак Омлет Хлеб пшеничный / масло сливочное Какао на молоке 80 г 30/5 г 120 мл

Обед Суп рисовый с морковью Рыбное суфле Овощное рагу Кисель 120 мл 50 г
80 г 100 мл

Полдник Кисломолочный напиток Печенье детское Фруктовое пюре 120 мл 15 г 100 г

Ужин Гречка-продел отварная с маслом Мясная котлета паровая Огурец свежий с растительным маслом Компот 120 г 70 г 30 г 100 мл

Перед сном Детская молочная смесь или грудное молоко 200 мл

Для детей 18–36 месяцев жизни

1-й день

Завтрак Каша молочная Фрукты Фруктовый чай 200 мл 40 г 100 мл

Обед Салат овощной с зеленью и растительным маслом Суп овощной Мясное суфле Картофель отварной со сливочным маслом Компот 50 г 120 мл 60 г
80 г 80 мл

Полдник Кисломолочный напиток Крекеры Фрукты 200 мл 20 г 100 г

Ужин Овощное рагу с рисом Куриная котлета Травяной чай 150 г 70 г 100 мл

Перед сном Детская молочная смесь 200 мл

2-й день

Завтрак Запеканка творожная Фрукты Кисель 100 г 70 г 120 мл

Обед Морковь тертая со сметаной Борщ вегетарианский Мясные тефтели Рис отварной со сливочным маслом Сок 40 г 120 мл 60 г
80 г 80 мл

Полдник Кисломолочный напиток Печенье Фрукты 200 мл 20 г 100 г

Ужин Вермишель Куриная котлета Салат с помидором и растительным маслом Травяной чай 150 г 70 г
30 г 100 мл

Перед сном Детская молочная смесь 200 мл

3-й день

Завтрак Омлет с сыром Хлеб пшеничный/масло сливочное Фрукты Какао на молоке 100 г 30/5 г
100 г 100 мл

Обед Помидоры с растительным маслом Суп рисовый с морковью Отварная рыба Овощное рагу Морс 40 г 120 мл 60 г
80 г 80 мл

Полдник Кисломолочный напиток Пирог с яблоком Фрукты 200 мл 50 г 100 г

Ужин Гречка отварная с маслом Мясная котлета Огурец свежий с растительным маслом Фруктовый чай 120 г 70 г
30 г 100 мл

Перед сном Детская молочная смесь 200 мл

  

* Материал подготовлен на основании Национальной программы оптимизации питания детей в возрасте от 1 года до 3 лет в РФ / Союз педиатров России [и др.]. 2-е изд., испр. и доп. — М.: ПедиатрЪ, 2016. — 36 с.



Медицинский информационно-справочный ресурc ensase.net © 2024. uCoz.