Медицинский информационно-справочный ресурс

Ensase.net

Статьи / Педиатрия

Психосоматические расстройства у детей: причины и симптомы

Термин «психосоматика» (от греч. psyche — душа и soma — тело) появился двести лет назад, однако единого понимания, что это такое, у врачей до сих пор нет. В широком смысле под психосоматикой понимают направление в медицине, изучающее роль психических факторов в этиологии и патогенезе функциональных и органических расстройств организма человека.

 

Таким образом, широкоупотребяемый термин «психосоматические расстройства» является условным. В Международной классификации болезней подобные расстройства объединены под рубрикой «соматоморфные» (F45 МКБ-10) и характеризуются наличием физических патологических симптомов, напоминающих соматическое (телесное) заболевание, однако при этом не обнаруживается никаких органических изменений, которые можно было бы отнести к известной в медицине болезни. Концепция соматоформных расстройств тесно связана с концепцией ипохондрии, а также с развитием тревоги, депрессии и истерии.

Известный детский психиатр А.А. Северный определяет психосоматическую патологию как симптомокомплексы, включающие функциональные психические и вегетосоматические расстройства с преобладанием в клинической картине последних.

 

Классификация психосоматических расстройств у детей

А.А. Северный выделяет следующие психосоматические расстройства у детей:

1. Состояния, связанные с ранней эмоциональной депривацией, — анаклитическая депрессия, которая возникает примерно на четвертом — шестом месяце жизни ребенка, после того как ранее достигнутая стабильность между матерью и младенцем нарушается и ребенок лишается проявления нежных чувств. Эта депрессия сопровождается плаксивостью, раздражительностью, безучастностью, уходом в себя. В таком состоянии ребенок может страдать бессонницей, отказываться от пищи и быть подверженным простудным и инфекционным заболеваниям.

2. Соматовегетативные расстройства как проявление конституциональной предрасположенности невропатического типа к патологическому реагированию на психогенные воздействия.

3. Соматовегетативные расстройства как проявление тревоги и невербализуемых (подавляемых) страхов — экзистенциальных и ситуативных.

4. Многообразные синдромально очерченные детско-подростковые специфические и типические расстройства с вегетосоматической манифестацией: анорексия, ожирение, ювенильная желтушность, диарея и запоры, энурез и энкопрез и др., а также менее привязанные к возрасту — неспецифические дерматиты, мигрени, язвенный колит, астматические состояния и др.

Связь между психикой и телом осуществляется через вегетативную нервную систему и проявляется в виде различных вегетативно-сосудистых реакций.

5. Наиболее многочисленная группа разнообразных проявлений вегетососудистой дистонии — дискинезии и другие расстройства ЖКТ, проявления колебаний сосудистого тонуса (гипер- и гипотензия), нарушения сердечного ритма, астмоподобные расстройства дыхания (диспноэ), псевдоневрологические нарушения (астеноподобные расстройства, тики, кривошея и др.).

Рассмотрим некоторые психосоматические расстройства более подробно.

 

«Живот болит»

Такиесоматоморфные симптомы заболеваний желудочно-кишечного тракта, как боли в животе, тошнота, чувство распирания и переполнения газами, неприятный вкус во рту или обложенный язык, рвота или отрыжка, усиленная перистальтика или отхождение газов нередко встречаются у детей дошкольного возраста.

Хорошо известно, что у возбудимых, лабильных и беспокойных детей частота тошноты и рвоты выше, чем у спокойных и уравновешенных. Психогенная тошнота и рвота — закрепившийся патологический условный рефлекс, являющийся реакцией организма на неблагоприятные раздражители.

Запоры и поносы. Запор — это состояние, при котором дефекация происходит реже трех раз в неделю, при этом как минимум каждая четвертая дефекация затруднена, каловые массы часто твердые. Запоры часто возникают у детей, склонных к ипохондрии, а также у истероидных. Поносы обычно возникают при сильном возбуждении, ожидании неблагоприятных событий, они являются универсальной реакцией организма на трудности. Хронические неврологические поносы могут длится годами, не поддаваясь лечению, в результате у детей развивается астения, сосудистые патологии.

Нарушения аппетита у дошкольников часто встречаются при таких сопутствующих заболеваниях, как гастрит, панкреатит, анемия, инфекционные заболевания. При психосоматических расстройствах характерна «вычурность» нарушений аппетита, а именно: выработка ребенком ритуалов при еде. Ребенок может соглашаться есть пищу только маленькими кусочками, растягивать на длительный период времени ее прием, уверять в неспособности проглотить обычные блюда, а только жидкие или перемолотые (при этом легко глотать таблетки и жевать печенье).

Отказ от еды обусловливается уже не только фобиями, но и страхом неприятных физических ощущений, вызываемых приемом пищи (тяжести в желудке, боли, изжоги, отрыжки). На этом этапе маленькие пациенты нередко ошибочно наблюдаются у гастроэнтерологов или эндокринологов.

Булимия (обжорство) относится к разряду пищевых расстройств, входящих в синдром депрессии. Психологическая пустота является общим признаком всех этих расстройств. Одна из причин чувства пустоты — одиночество.

 

«Все чешется»

Психогенные кожные заболевания также не редкость у детей. Одним из симптомов психогенного происхождения патологического кожного процесса считают симметричную локализацию высыпаний, располагающихся часто по ходу нервных стволов. О наличии явной вегетативной дисфункции свидетельствует неадекватность рефлекторных реакций кожи на экзогенные раздражители (например, расширение мелких сосудов кожи вместо их сокращения под влиянием охлаждения либо, наоборот, сужение под воздействием тепла).

Отличительная особенность патологического процесса психогенного характера — отсутствие глубоких нарушений или изъязвлений кожи, даже при длительном (иногда многолетнем) течении.

Считается, что психологическими причинами могут быть вызваны нейродермит, крапивница, атопический дерматит, экзема, псориаз, гнездная алопеция и зуд, однако веских доказательств этому нет. Тем не менее при их лечении значительная роль отводится электросну и гипнозу. Так, для крапивницы — заболевания, обусловленного сложными изменениями аллергической реакции организма на фоне выраженных функциональных нарушений нервной и эндокринной систем — характерны раздражительность, эмоциональная лабильность, неадекватность. Известны случаи крапивницы, возникающей в результате переутомления, физической усталости. Наиболее благоприятный эффект отмечен при комплексном применении электросна и гипноза в сочетании с небольшими дозами кортикостероидных гормонов.

При экземе наблюдаются функциональные нарушения в деятельности нервной и эндокринной систем. Экзема может начаться и рецидивировать как следствие тяжелых нервно-психических травм, длительных волнений. Возникают невротические состояния, выражающиеся в нарушении сна вплоть до полной бессонницы, повышенной раздражительности или угнетенного состояния. Отмечается подверженность кожных изменений гипнотическому воздействию. При лечении экзем также показано применение электросна, гипносуггестии (метода психотерапии, основой которого служит внушение) и невысоких доз кортикостероидных препаратов.

Резко выраженные проявления нейродермита сопровождаются невротическими расстройствами у детей — сильным зудом, бессонницей, эмоциональной лабильностью. И в этом случае в комплекс лечения включают электросон и гипноз.

 

«Голова болит»

К истериформному симптому относятся жалобы детей на головные боли, которые преподносятся как очень тягостные, мешающие в повседневной жизни. Головные боли у детей часто сопровождаются повышенной возбудимостью, криком, плачем, киданием вещей, демонстративным поведением. Подобные реакции напоминают истерические.

Данные жалобы сочетаются с проявлениями, характерными для церебрастенического синдрома, — быстрой утомляемостью, рассеянностью, забывчивостью, невозможностью сосредоточиться, нарушением сна, головокружением, раздражительностью, частой сменой настроения.

Такие истериформные нарушения проходят на фоне отдыха и снижения нагрузки (лето, море, пребывание дома) или после интенсивного общеукрепляющего или патогенетического лечения. В структуре личностных особенностей у таких детей выявляются: эмоциональная лабильность, повышенный уровень тревожности и возбудимость, снижение или неустойчивость самооценки, черт истерического типа в данной группе не выявлено.

Также у детей часто встречаются такие психосоматические заболевания, как энурез, гипотония, ставшее актуальным в последнее время посттравматическое стрессовое расстройство и др.

 

Причины

Одна из причин возникновения психосоматических заболеваний у детей — психологические нарушения. В настоящее время не существует сомнений во влиянии на психологическое здоровье ребенка отношения к нему матери, ее установок, образа жизни, взглядов на жизнь. Неблагоприятным для ребенка является следующее материнское поведение:

  • жестокость, суровая дисциплина;
  • эмоциональное отвержение;
  • пренебрежение по отношению к ребенку и чрезмерная требовательность;
  • потворствующая и доминирующая гиперпротекция (чрезмерная забота), повышенная моральная ответственность.

При этом, по мнению американского психиатра Д.С. Рейнгольда, сутью проблемы является не видимое поведение матери, а ее подсознательное отношение к ребенку. Даже при наличии сознательного благосклонного расположения к ребенку определяющими поведение матери могут быть обычно подавляемые импульсы, которые и создают патогенную ситуацию.

Все неврозы на раннем этапе первых трех лет жизни (вращение головой, раскачивание, отказ от пищи, рвота, расстройства сна) и на более поздней стадии (запоры, гиперактивность, ревность, агрессия, недержание) ассоциируются с материнскими установками и практическими действиями. Немецко-американский психиатр Р.А. Спитц выделяет две первопричины психогенных заболеваний в детстве:

  • негармоничность типов семейного воспитания, способствующих «психотическим» заболеваниям;
  • недостаточность материнской заботы, ведущая к заболеваниям, вызванным «эмоциональным дефицитом».

Конституциональный фактор (наследственные и (или) врожденные особенности организма, темперамента), также имеет большое значение при формировании психосоматических расстройств. Существуют определенные группы детей, особенно уязвимые к психосоматическим заболеваниям. Такую уязвимость определяют как диатез. Диатезом в педиатрии называют конституциональное предрасположение организма к тем или иным болезням вследствие наследственно приобретенных особенностей обмена, функционирования нервно-регуляторных механизмов, биохимической индивидуальности, которые определяют адаптивное реагирование.

В случае предрасположенности к дезадаптации в психической сфере говорят о «психопатологическом диатезе». Высокий риск предрасположенности к конкретному заболеванию связан с накопленным генетическим багажом в семье.

 

Лечение

При подозрении на психосоматическое расстройство важно исключить соматическое (настоящее телесное) заболевание у детей дошкольного возраста. В этой связи следует обращать внимание на признаки, нехарактерные для проявлений соматических заболеваний:

  • несоответствие жалоб с данными клинического исследования;
  • необычный характер жалоб, вычурность, многочисленность симптомов;
  • яркая эмоциональная окраска жалоб;
  • несоответствие симптомов локализации рецепторных зон;
  • «летучесть» или выраженная стойкость симптомов;
  • отсутствие связи с традиционными провоцирующими факторами, например, физической нагрузкой;
  • неэффективность лечения.

Только при исключении соматических заболеваний, что требует крайне высокой профессиональной подготовки педиатра, практического опыта, детям рекомендуются консультации психолога, патопсихолога, невролога, психиатра.



Медицинский информационно-справочный ресурc ensase.net © 2024. uCoz.